ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕННИК ПЕРА Сегодня Александр Дюма по праву считается самым плодовитым литератором не только своего времени, но и всей французской литературы в целом. Сам Дюма говорил о 400 романах и 75 пьесах. А его биограф Андре Моруа указывает на «пятьсот или шестьсот томов». Полное собрание сочинений, вышедшее в 1860 году, включает 301 том. Ещё при жизни романиста люди терялись в догадках, как некогда малообразованный юноша, любитель светских раутов и женщин может настолько плодотворно работать. Бытует мнение, что Дюма активно пользовался трудом «литературных рабов». В этом писателя обвинил Шарль Жан-Батист Жако, известный под псевдонимом Эжен де Мерекура. Он утверждал, будто Дюма лишь вбрасывал штату своих «сотрудников» очередную тему, а те писали романы за несущественную плату. В 1845 году свет увидел скандальный памфлет под названием «Фабрика романов Александра Дюма и Кo». Причём обвинения не были беспочвенными. Дюма сам подтверждал, что нередко нанимал помощников, но не видел в том ничего зазорного. Например, доподлинно известно о его плодотворном сотрудничестве с малоизвестным романистом Огюстом Маке, вместе с которым они написали 16 книг и благодаря которому Дюма открыл для себя жанр исторических романов. Однако Александра возмутила наглость де Мерекура, и он подал на обидчика в суд за клевету. А поскольку на стороне литератора был весь парижский бомонд, он с блеском выиграл дело. Эжена даже приговорили к двухнедельному тюремному заключению. Маке же оказал серьёзное влияние на Дюма. Вместе они написали дебютный роман Александра «Шевалье д’Арманталь», который открыл ему дверь в этот жанр. Дюма, выросший как автор на театральных пьесах, с лёгкостью писал действия и диалоги, но ему трудно давалась работа с исторической фактурой. А Маке, историк по образованию и несостоявшийся профессор, прекрасно справлялся с этой частью. Дюма сотрудничал с Огюстом Маке, профессиональным историком. Мужчины сотрудничали долго и плодотворно. Огюст собирал материал, выполняя, таким образом, техническую работу. За этот труд Дюма платил хорошие деньги. До поры до времени все были довольны. Но беда в том, что Огюст сам мечтал стал писателем, не обладая, в общем-то, литературным талантом. Он пытался писать. И пьесы, и романы. Но так если вы уже слышали его имя, то, скорее всего, как звучащее именно в связи со скандалом с Дюма, а не как писателя, всё становится понятно. Так вот, после ошеломительного успеха "Трех мушкетеров" Огюст Маке подал на Дюма в суд, заявляя, что автор романа — именно он. Суд он не выиграл, но энтузиазма не растерял, и судился с Дюма ещё очень долго. Суду были представлены черновики, написанные Огюстом, а также переписка писателей. Из них явствовало, что основная сюжетная линия и повороты (хотя далеко не всё), действительно, были придуманы историком. Но с художественной точки зрения текст был вялым и скучным, читать его было невозможно. Давайте сравним описание сцены казни миледи: "Миледи, которую вели двое слуг..." (Маке) "Гримо и Мушкетон увлекали вперед миледи, держа ее за руки; палач шел за ними, а лорд Винтер, д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис шли позади палача. Планше и Базен замыкали шествие" (Дюма) Окончательное решение суда состояло в том, что Огюст выполнял техническую работу, а автор знаменитой трилогии Александр Дюма. Во многом из-за скандала с Огюстом (и, конечно, из-за необычайной работоспособности Дюма) и родилась легенда о литературных неграх. Тем не менее, злые языки говорили, что на Дюма трудились 63 литературных негра (Интересно, что так хорошо известно число, а вот ни одно имя не сохранилось). Якобы одни сочиняют "скелет", другие наращивают "мясо", третьи шлифуют диалоги. А сам Александр, поплёвывая в потолок, только относит романы в издательство. Многие литературоведы считают, что сплетни распустили конкуренты и недоброжелатели писателя. А современные любители "горячего" продолжают повторяют эту историю, наравне с тем, что Дюма это Пушкин. Кстати, после того, как творческий тандем Огюста и Дюма распался, у обоих наметился спад. Дюма уже не написал ничего столь же значительного, Огюст тоже не сотворил ничего гениального. Что косвенно подтверждает, скорее всего, случай был единственным. В 1843 году, будучи проездом в Марселе, в муниципальной библиотеке Дюма случайно нашёл четыре тома истории о мушкетёре д’Артаньяне. Первый том Александр захватил с собой в Париж и отдал партнёру с мыслью написать роман о невероятных приключениях мушкетёров короля. Так они воплотили в жизнь одну из самых знаменитых историй в мире. «Три мушкетёра» — это не просто роман о военной дружбе, это авторская интерпретация истории. Дюма — популяризатор великой французской истории. Он возвращает своему народу память, но упрощая, сокращая её, — утверждает биограф Клод Шопп. Однако Дюма не историк, а романист. И в его книгах столько же вымысла, сколько и правды. Сам писатель никогда этого не отрицал. Если я изнасиловал историю, я хотя бы сделал ей красивых детей, — отвечал Дюма недоброжелателям. Александр был не только прекрасным писателем, чьи книги не устают экранизировать режиссёры, но и прародителем современных сериалов. С момента написания «Шевалье д’Арманталь», первого романа плаща и шпаги, два издателя — Эмиль де Жирарден («Ля Пресс») и Арман Дутак («Ле Сьекль») поделили историю на части и публиковали её как «роман с продолжением» на страницах газеты «Ле Сьекль». Таким образом, в 1836 году издатели привлекли потенциальных подписчиков, снизив стоимость экземпляра и поместив вместо критики увлекательные романы Дюма. А в конце каждого отрывка полагалась приписка: «Продолжение читайте в следующем номере». По оценке биографов, если бы писатель жил в наше время, то был бы одним из самых успешных шоуранеров в истории кинопроизводства. Дюма прекрасно чувствовал время. Благодаря жанру роман с продолжением, обрывая главу на самом интересном месте, Александр понимал, что его книги непременно будут покупать. А значит, он не потеряет в популярности, — утверждает Шопп. Достигнув апогея своей значимости в современной культуре Франции, Дюма открыл свой исторический театр, в котором ставились адаптации его романов. Сцена была сконструирована по последнему слову техники того времени. Если режиссёру требовались раскаты грома, то они были. Если должна была литься кровь, то она лилась. Но венец славы писателя продлился лишь год. Бесконечные светские рауты, внимание общественности и прессы сильно напрягали писателя. Он старался спрятаться от шумихи в собственном замке Монте-Кристо, подобно герою его великого романа. В 1848 году французы вновь подняли восстание против экономической ситуации в стране. Из-за революции закрылись театры, доходы Дюма свелись к нулю. Кредиторы осаждали замок писателя. Ему пришлось продать всю мебель, театр, а вскоре и дом. К тому же суд признал его банкротом. Александр бежал в Брюссель вместе с сыном, где быстро наладил привычную светскую жизнь среди французских эмигрантов. Пока в его родной стране всё было неспокойно, писатель много путешествовал по миру. В 1859 году он переехал в Россию, где французский был вторым языком элиты, а его произведения пользовались огромной популярностью. Дюма провёл два года в России и посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Астрахань, Баку и Тбилиси. Издавал путевые книги о России, переводил Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Александр Дюма умер в 1870 году от естественных причин в возрасте 68 лет. И был похоронен на родине, в Виллер-Коттере. Внук чернокожей рабыни и эксцентричного маркиза, сын опального наполеоновского генерала и провинциальной трактирщицы, неутомимый донжуан и гурман, заядлый путешественник и дуэлянт, роялист и пламенный революционер, владелец «тайной плантации белых рабов», политик-неудачник, самый популярный и скандальный автор XIX века, Александр Дюма — отец прожил жизнь яркую и насыщенную, похожую на один из лучших своих романов, — писал о нем биограф Клод Шопп. В 2002 году к 200-летию со дня рождения писателя президент Франции Жак Ширак перезахоронил его прах в мавзолее парижского пантеона, где были похоронены многие французские светила. Ширак признал расизм, который существовал во Франции, и сказал, что перезахоронение в пантеоне было способом исправить эту ошибку. Ширак отметил: хотя Франция произвела много великих писателей, никто не был так широко прочитан, как Дюма.